Шаль, связанная крючком от основания, практически не имеет отличий со схемой от угла. Разница лишь в том, что при вязании от основания петли необходимо симметрично убавлять с каждой стороны, а при выполнении изделия от угла их следует таким же образом прибавлять. При изменении направления вязания красота узора не ухудшается, а иногда выглядит даже лучше.
Как правильно вязать шаль с угла
Шаль крючком (схема от угла получается симметричной) может быть выполнена как от центральной части, так и от правого или левого края. Это зависит от выбранной модели и применяемого крючка.
Если шаль предусматривает цельное полотно, то начинать работу следует с нескольких воздушных петель, составляющих центральный угол. В цепочку из таких петель входит начальная и петли подъема для следующего ряда. В зависимости от того, с какого столбика начинается последующий ряд, определяется количество петель подъема.
Итак, столбику без накида соответствуют 2 воздушные петли подъема, столбику с 1 накидом – 3, с 2-мя 4 и так далее. Это следует помнить всегда, потому что именно от правильного оформления боковых сторон изделия зависит его форма.
Если петель подъема будет недостаточно, то шаль по краям будет слишком затянута, что приведет к деформации как самого полотна, так и готового изделия. В итоге его основание будет не ровным, а выпуклым, боковые стороны стянуты.
Если петель подъема будет больше, чем необходимо по узору, скосы будут фалдить, что также приведет к ухудшению внешнего вида шали. В таком случае основание станет вогнутым, а края полотна вытянуты вверх.
Перед началом работы необходимо внимательно изучить схему узора и правильно просчитать количество петель подъема для каждого ряда.
Следует также отметить, что число подъемных петель в последующих рядах может быть различно. Это зависит от выбранного узора. Поэтому при вязании нужно тщательно следить за схемой.
Если модель предусматривает вязание шали из отдельных мотивов, будь то:
- круглые,
- шестиугольные,
- ромбовидные,
- треугольные,
то следует иметь в виду, что начинать работу нужно с одного, увеличивая каждый последующий ряд еще на один мотив. Необходимо отметить, что при выборе узора из круглых фрагментов, впоследствии может потребоваться дополнительное вязание более мелких элементов для заполнения межмотивных пустот.
Это, в основном, встречается в шалях из крупных круглых фрагментов. Следующий момент, который требует внимания при выполнении изделий из шестиугольных, ромбовидных и круглых мотивов – это выравнивание их основания, если такой вариант предусмотрен выбранной моделью.
Чтобы это осуществить без искажения основного узора, рекомендуется внимательно изучить схему мотива и возможность выполнения ее в половинном размере. Такими полуфрагментами заполняются пустующие места в крайнем ряду изделия.
При вязании шалей из треугольных мотивов в таком приеме нет необходимости, так как они располагаются поочередно то основанием, то углом друг к другу в каждом последующем ряду. Таким сочетанием они исключают образование межмотивных пустот.
Кроме выполнения работы от центрального угла шали, существует способ вязания от правого или левого угла. Этот метод применяется при изготовлении шалей-бактусов тунисским крючком. Он отличается от обычного инструмента длинной, одного диаметра ручкой, которая выполняет роль спицы.
Данный вид шалей стал очень популярен среди современных женщин, так как может использоваться в различных интерпретациях и придавать основному костюму или платью законченный и женственный образ. Более подробная информация о выполнении такой модели будет представлена ниже.
Схемы вязания шалей с угла
Схемы шалей, связанных крючком с угла, имеют некоторое преимущество перед изделиями, выполненными от основания. Оно заключается в возможности корректировки длины и ширины полотна.
В большинстве случаев такая необходимость возникает при выборе пряжи, не соответствующей заявленной в примере или выбранной модели. Поэтому, купив понравившиеся нитки, не стоит расстраиваться, если они не подойдут к выбранной схеме, а следует поискать похожий узор, выполняемый от угла и начинать работу.
Из цельного полотна
Представленные ниже схемы предназначены для вязания шалей от нижнего угла и предусматривают ровные боковые края.
Согласно перечню условных обозначений, в узоре участвуют столбики с 1 накидом, что соответствует трем воздушным петлям подъема в начале каждого последующего ряда. Благодаря такому сочетанию изделие сохранит правильную треугольную форму.
Следующая схема, ввиду специфических особенностей узора, а именно фигурному чередованию разноплановых комбинаций петель, предлагает применять 4 воздушные петли подъема для придания необходимой формы готовому полотну.
После окончания работы основание и боковые стороны изделия можно оформить обвязкой. Причем она в большинстве случаев отличается друг от друга, как плотностью, так и шириной. Основание предпочитает обвязку узкую, но плотную.
В отличие от нее боковые края оформляются широким ажуром. При выборе вида обвязывания рекомендуется сопоставлять с ним основной узор и выбирать более сопоставимые и сочетаемые варианты.
Данная схема представляет собой узор более крупных деталей на ажурной основе. Как видно из рисунка, боковые стороны изделия оформлены в виде периодических наплывов, связанных из подъемных воздушных петель.
Но в этой модели есть нюанс, который не позволяет готовому полотну терять необходимую форму. Это столбики с 1 накидом, связанные сразу после подъемных петель, выполненных в большем количестве, чем нужно для сохранения ровного края.
Такой прием используется мастерами для дальнейшего оформления шали кистями. Их располагают в несколько нитей в каждую образовавшуюся волнообразную петлю. На подобных примерах, в интернете и журналах по вязанию можно выбрать самые разнообразные варианты схем узоров для осуществления своей мечты.
Из шестиугольных мотивов
Шаль крючком, схема от угла которой представлена далее, является примером изделия, выполненного из шестиугольных мотивов. Чтобы узор полотна был равномерным и одинаковым, фрагменты необходимо выбирать только с четным количеством углов. В противном случае будет нарушен целостный его орнамент.
Такие мотивы хорошо соединяются между собой и исключают образование свободного пространства, требующего дальнейшего заполнения дополнительными деталями. Изделия из отдельных мотивов можно выполнять в одном или нескольких цветах.
Это позволяет осуществить именно ту комбинацию оттенков, которая гармонично или контрастно подойдет к основному костюму. Шестиугольные элементы могут содержать геометрический или цветочный рисунок. Он сам по себе являет законченный мотив узора или вместе с остальными мотивами составляет общий целостный орнамент.
При вязании крайнего ряда основания следует помнить, что в нем необходимо выполнить несколько половинных фрагментов для создания ровного края. Отличие вязания половины элемента заключается в прямом и обратном направлении работы, тогда как полный мотив вяжется по кругу.
Из ромбовидных элементов
Вариантов изготовления шалей из ромбовидных деталей очень много. Для такого способа вязания подойдут любые квадратные мотивы, расположенные в виде равностороннего ромба.
В приведенном примере схемы фрагментами служат своеобразные снежинки, соединенные между собой острыми концами. При оформлении основного края также используются половины мотивов, схема которых приведена рядом. Такая модель выглядит очень нежно, изысканно и женственно.
Следующая схема представляет собой квадратный мотив, который успешно выполнит роль ромба в изделии. Добавляя в каждом последующем ряду по одному мотиву, боковые стороны шали получаются ровные и красивые. Главное, внимательно следить за схемой узора и правильно проводить соединение фрагментов между собой.
Этот процесс осуществляется двумя способами:
- во время провязывания крайнего ряда мотива,
- после изготовления всего количества деталей.
По советам опытных рукодельниц, первый вариант сцепки фрагментов изделия более эффективный, красивый и надежный.
Из круглых фрагментов
Шаль крючком (схема от угла вязания представленная далее) являет собой более сложный вариант.
Трудность его выполнения заключается в двух моментах:
- точном расчете точек сцепления фрагментов между собой,
- заполнение межмотивного пространства дополнительными деталями.
В зависимости от величины просветов между мотивами, закрыть их можно центральной частью основного элемента или подобрать подходящий узор, соответствующий диаметру пространства. Навскидку такую операцию провести не получится.
При правильном подборе необходимо связать несколько выбранных вариантов и сопоставить их с межмотивным просветом. Какой наиболее точно впишется в узор и основное полотно, тот и следует включать в работу.
Для начинающих вязальщиц опытные мастерицы советуют перед соединением деталей между собой, наметить контрастной нитью места сцепки. Это облегчит работу, исключит дальнейшие ошибки и необходимость роспуска неправильно связанного полотна.
При оформлении крайнего ряда основания шали, связанной из круглых мотивов, лучше образовавшиеся свободные ячейки заполнять теми же деталями, которыми закрыты и межмотивные пространства.
Такие изделия можно выполнять как в одном цвете, так и в нескольких вариациях. Отлично будет смотреться сочетание двух оттенков одного цвета, большие мотивы – более темные, маленькие – светлее или наоборот.
Из треугольников
Красивым и не требующим дополнительных включений вариантом вязания шалей является полотно из треугольных элементов. Его эксклюзивность и неповторимость заключается в создании крупных рисунков, созданных треугольными деталями.
Все они вяжутся от центра и имеют равностороннее строение. Поэтому их сцепку производить легко и понятно. Нюансом такого способа вязания полотна является поочередное расположение фрагментов относительно друг друга.
Модели изделий, связанные подобным образом, не требуют дополнительного заполнения свободных образований при оформлении основания.
Бактус тунисским крючком
Шаль крючком (схема от угла, выполненная в технике тунисского вязания, имеет свой неповторимый шарм и привлекательность) в различных вариациях появилась на гребне моды и сразу же завоевала огромную популярность среди современных женщин.
Нежная и легкая структура тунисского вязания, а также множество способов его применения сделали бактус неотъемлемым аксессуаром гардероба женского населения.
Как упоминалось в начале статьи, для тунисского вязания необходим специальный длинный крючок с одинаковым диаметром по всей ручке. В данной технике он выполняет роль спицы, на которую в процессе выполнения работы навешиваются петли в лицевых рядах.
Полученное полотно очень схоже с узором, связанным спицами. Поэтому вязальщицам, владеющим только крючком, под силу создать также аналог изделия, выполненного спицами. Отличие тунисской техники заключается в вязании прямыми и обратными рядами без поворота работы. Итак, вязание данной модели бактуса начинается с острого угла.
Ее форма не похожа на стандартные фасоны шалей и представляет собой косынку с одним прямым и другим острым углом:
- Для начала работы следует набрать цепочку из 3-х воздушных петель. Первая из них будет началом вязания, а остальные 2 – петлями подъема на следующий ряд.
- Второй ряд заключается в выполнении 3-х столбиков с 1 накидом в начальную воздушную петлю цепочки. Далее произвести 2 воздушные петли и работу повернуть.
- Следующий ряд представляет собой набор петель на крючок. Это осуществляется, начиная со второй петли подъема. Крючок необходимо ввести в нее, захватить рабочую нить и оставить полученную петлю на ручке крючка. Затем подхватить нить под вертикальной дугой первого столбика с 1 накидом и снова оставить петлю на крючке.
Так проделать до окончания столбиков. Вместе с кромочной петлей на ручке крючка должно получиться 5 штук. Такие ряды с набором петель называются прямыми.
- Потом вывязывают обратный ряд. Он заключается в следующем: захватив рабочую нить, ее протягивают сквозь крайнюю петлю. Затем снова производят захват нити и протягивают уже через 2 последующие петли.
Так выполнять работу до окончания петель на крючке. Следует обратить внимание, что обратные ряды выполняются слева на право, то есть с конца ряда к его началу.
- Последующий ряд начинается с оставшейся петли на крючке и осуществляется справа налево. После начальной петли рабочую нить подхватить под вертикальной дугой столбика предыдущего ряда и так продолжать работу до кромочной петли. Снова на крючке получается 5 петель.
- Обратный ряд выполняется аналогично выше описанному.
Повторение количества прямых и обратных рядов в одинаковом количестве зависит от фасона бактуса. Если в модели предусмотрен более длинный и острый конец, то число рядов с одинаковым количеством петель может быть увеличено. В противном случае возможно ограничение их числа до 1-2 повторений.
Для дальнейшего оформления расширения бокового края шали, в начале прямого ряда следует провязать еще одну воздушную петлю. А набор петель осуществлять не со столбика предыдущего ряда, а со второй воздушной петли.
Так, расширяя полотно равномерно через определенное количество рядов, вязать до необходимой ширины шали. По окончании работы все петли закрыть в одном обратном ряду.
Далее – дело фантазии. Такой бактус можно закрепить на шее при помощи декоративной булавки или броши. Возможно оформить шаль в виде равномерных мягких складок, когда острый край ее проходит через одинаковые прорези.
Они вяжутся в процессе работы вдоль короткого ровного края изделия. Готовый бактус в обязательной обвязке не нуждается, но по желанию, может быть оформлен ею.
Ирландским кружевом
Самым сложным, но в то же время необыкновенно красивым вариантом изготовления шалей от угла, является ирландское кружево. Узор такого изделия невозможно повторить, поэтому каждое из них представляет собой эксклюзивный и уникальный шедевр мастера.
Фрагменты ирландского кружева могут заполнять как все пространство шали, так и служить своеобразной отделкой в сочетании с более простым и равномерным узором.
Перед тем, как приступить к работе в этой технике, опытные рукодельницы рекомендуют сделать выкройку изделия необходимых размеров. Затем выбрать стиль соединения отдельных деталей, то ли это будет сцепка между самими элементами или осуществляться при помощи нерегулярной сетки.
После этого выполняют необходимое количество составляющих деталей, проводят их влажно-тепловую обработку для приобретения окончательной формы, а затем размещают их на выкройке.
Если «картина» узора сложена и удовлетворяет вязальщицу, производится закрепление фрагментов на выкройке для последующего соединения. Готовую шаль желательно оформить обвязкой, наиболее близко подходящей по конфигурации с большинством деталей.
Если начинающим вязальщицам очень хочется связать шаль в подобной технике, но опыта еще недостаточно, можно попробовать свои силы на методе, представляющем собой имитацию ирландского кружева.
Для этого сначала необходимо связать основу изделия в виде регулярной сетки, соответствующую выбранным размерам, а затем нашить на нее отдельные детали.
Любая женщина, желающая иметь в своем гардеробе уникальную и модную вещь, а также владеющая даже первоначальными навыками вязания крючком, может выполнить ее своими силами.
Шали, связанные крючком по схемам от угла, не представляют особой сложности, если придерживаться советов и рекомендаций опытных мастеров, представленных в этой статье.
Видео о вязании
Шали крючком. Схемы вязания: