Аппликация рыбки в аквариуме подготовительная, младшая, старшая группа

Аппликация – один из любимых видов творчества для детей. Чтобы занятие было максимально полезным, нужно его тщательно продумать, учесть все возможные факторы и приготовить необходимый материал.

Тематика в разных группах может быть одинаковая, но содержание – обязательно разное, соответствующее возрасту ребенка. В статье рассматриваются особенности проведения занятий на тему «Рыбки в аквариуме» в разных группах детского сада: от младшей до подготовительной.

Польза занятий аппликацией для развития ребенка

Аппликация — это техника декоративно-прикладного искусства, основанная на наклеивании или пришивании узоров, фигур и прочих декоративных элементов украшения на фоновый материал. Название термина аппликация происходит от латинского слова applicatio — «присоединение» или «прикладывание».

Аппликация рыбки в аквариуме подготовительная, младшая, старшая группа

Польза этого вида творчества для развития детей неоспорима:

  • посредством вырезывания, а также раскладывания и наклеивания мелких деталей развивается мелкая моторика рук, что косвенным образом влияет на развитие речевой деятельности (зоны головного мозга, отвечающие за оба вида деятельности, располагаются рядом),
  • формируются такие качества, как усидчивость, аккуратность и терпение, при правильной организации работы ребенок становится более самостоятельным,
  • развиваются умственные способности, умение анализировать, сравнивать, делать общие выводы: на занятиях дети знакомятся с понятием формы предмета, его величины, цвета, сравнивают разные детали, находят сходства и отличия, подбирают те детали, которые по тем или иным признакам подойдут для моделирования картины,
  • закрепляют умение красиво располагать изображение на листе,
  • формируют умение соблюдать технику безопасности, следить за правильной осанкой, поддерживать порядок на своем рабочем месте,
  • развиваются творческие способности, воображение, умение выделять главное и делить целое на части,
  • учатся творить, создавать ценные предметы, которые можно будет использовать в качестве подарка для близких людей или для украшения своей комнаты.

Подготовка к занятию аппликацией

Чтобы занятие было максимально полезным и продуктивным, нужно заинтересовать ребенка.

Для этого следует провести занятие в виде игры или сказочного сюжета:

  1. Игровая ситуация может быть представлена в виде прогулки по лесу, городу, парку. Дети встречаются с разными растениями, животными, сказочными персонажами, которые просят их о помощи. Например, они увидели аквариум, в котором плавает грустная рыбка. Она рассказывает, что живет одна в аквариуме и ей очень скучно, потому что не с кем поиграть. Просит сделать для нее друзей – таких же рыбок.
  2. Если ребенку особенно понравилась какая-то сказка, то можно заниматься аппликацией по ходу ее рассказывания: делать персонажей (золотая рыбка) или моделировать какую-то ситуацию (рыбка плавает в аквариуме, в пруду). Можно «создавать» сказку в технике аппликации: сделать несколько иллюстраций: рыбка играет, обедает, спит, затем соединить их в книжку. Эту книжку можно будет потом «читать».

Важно заранее продумать тему занятия, этапы, сюжет и главного героя. Необходимо поставить перед собой цель, на достижение которой и ориентироваться во время занятия.

Во время работы желательно проговаривать все свои действия, тогда ребенку легче будет понять логику действий.

Аппликация рыбки в аквариуме подготовительная, младшая, старшая группа

Один из ключевых моментов в подготовке к занятию – организация рабочего места. Если не уделить внимание этому вопросу заранее, то в ходе занятия придется отвлекаться на несущественные моменты, которые будут тормозить работу, отвлекать других детей.

Поэтому нужно предусмотреть, чтобы:

  • у всех детей были необходимые инструменты и материалы (они должны быть безопасными и соответствовать возрасту ребенка),
  • воспитанникам было удобно пользоваться емкостями (коробками, тарелочками, подносами) для готовых форм, обрезков бумаги и готовых фигур,
  • педагог смог свободно пройти к любому рабочему месту, если ребенку понадобится помощь.

Подготовленный материал должен соответствовать возрасту детей. В младшей группе (3-4 года) воспитатели сами вырезают детали и силуэтные изображения предметов для наклеивания. В средней группе (4-5 лет) детям предлагают самим вырезать нужные детали из подготовленных фигур определенного размера.

В старших группах (до 7 лет) проводится в основном декоративная аппликация по замыслу детей, поэтому им нужно предоставить богатый выбор (фигуры различных цветов и оттенков).

Аппликация рыбки в аквариуме подготовительная, младшая, старшая группа

Аппликация «Рыбки в аквариуме» (подготовительная группа, старшая, средняя или младшая) может быть оформлена в рамочку и украшена стразами, блестками, бисером, мелкими бусинами.

Пошаговые инструкции изготовления аппликаций в различных техниках

Выделяют 2 техники выполнения аппликации:

  • Традиционная. Дети делают плоскостные образы из бумаги, которые не имеют объема.
  • Нетрадиционная. Для работы используются разные материалы: ткань, крупы, мелкие предметы (пуговицы, бусины), макароны. Изображения могут получиться объемными.

Аппликации, выполненные в любой технике, могут быть предметными (отдельные изображения), сюжетными (отражают какое-то событие) и декоративными (используемыми для украшения предметов).

Кроме этого, их делят на виды в зависимости от объемности поделки (объемные и плоские), цвета (монохромные и многоцветные), наличия симметрии, используемого материала. Каждый вид работы имеет свои особенности.

Аппликация с использованием шаблонов

Шаблон – это схематичное изображение будущего изделия. Его можно нарисовать или распечатать. Некоторые считают, что с шаблоном нужно работать только с малышами, но это не так. Работа с шаблоном в разных группах ведется по-разному.

Аппликация «Рыбки в аквариуме» в младшей группе: дети выкладывают готовый силуэт рыбы на картон и приклеивают его.

Обрывная аппликация «Рыбки в аквариуме» в старшей группе:

  1. Дети сами выбирают цвет, рвут цветную бумагу на мелкие кусочки.
  2. Приклеивают их на шаблон рыбы, чтобы полностью заполнить пространство.
  3. Заполняют аквариум водорослями и камнями из бумаги.
  4. Приклеивают заполненный шаблон.

Аппликация рыбки в аквариуме подготовительная, младшая, старшая группа

Аппликация «Рыбки в аквариуме» (подготовительная группа):

  1. Дети вырезают все детали будущей аппликации (части рыб, водоросли, камни) из подходящей бумаги с помощью шаблона (его прикладывают к листу и обводят простым карандашом).
  2. Выкладывают рисунок на готовом листе картона (это аквариум).
  3. Приклеивают детали на основу.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать вырезывание симметричных силуэтов из сложенной пополам бумаги. Дети самостоятельно вырезают шаблоны и приклеивают их к основе.

Геометрическая аппликация

Этот вид аппликации предполагает создание изображений из вырезанных бумажных геометрических фигур. Выполняется она во всех группах, только в младших и средних в основном делают предметные изображения, а в старших – более сложные, сюжетные.

Какой будет работа над аппликацией «Рыбки в аквариуме», зависит от возраста детей:

  • В младшей группе составляют одну рыбку из геометрических фигур: овала и треугольника (туловище и хвост). Карандашом дорисовывают глаз.
  • В средней группе задание немного усложняется: дети сами вырезают детали из подготовленных фигур: овал из прямоугольника, треугольники из квадрата. Затем составляют рыбок на основе и приклеивают их.
  • Старшие дошкольники вырезают все элементы, составляют различающихся по форме и цвету рыб, вырезают элементы декора для аквариума. После этого выкладывают сюжет на основе и приклеивают все элементы.

Из ткани

Аппликация из ткани «Рыбка в аквариуме» может быть простой или сложной, в зависимости от количества элементов. В основном подобные работы выполняют дети подготовительной группы. Детали должны быть стилизованными, с четким правильным контуром. Для работы можно взять ткань любого типа и любого цвета.

Аппликация рыбки в аквариуме подготовительная, младшая, старшая группа

Порядок действий при работе с тканью:

  1. Выбрать подходящую ткань и подготовить ее для работы: хлопчатобумажную накрахмалить, хорошо отжать и прогладить горячим утюгом, а синтетическую растянуть, сбрызнуть раствором желатина и просушить, но не гладить.
  2. Вырезать детали аппликации.
  3. Обильно смазать изнаночную сторону клеем и приклеить на основу.
  4. Чтобы во время высыхания ткань не стянулась и лучше приклеилась, поделку накрыть тканью и сверху поставить теплый утюг.

Детские работы зачастую фиксируются на основе при помощи клея, ведь держать иголку и обращаться с ней аккуратно они не могут. Старшие дошкольники могут самостоятельно вырезать детали из ткани, маленьким предоставляется готовый набор фигур, которые они потом просто приклеивают.

Объемная аппликация

Техника создания объемных поделок не сильно отличается от техники изготовления плоскостных изображений: точно так же приклеиваются детали к основе. Но в данном случае используется или изначально объемный материал (вата, скрученные салфетки, пластилин, природный материал), или объем придается с помощью различных приемов.

Аппликация рыбки в аквариуме подготовительная, младшая, старшая группа

На занятиях в разных возрастных группах будут использоваться разные приемы.

Аппликация «Рыбка в аквариуме», младшая группа:

  1. Дети рвут салфетку на кусочки и скатывают из них шарики.
  2. Смазывают клеем изображение рыбки на картоне.
  3. Приклеивают шарики.

Пластилиновая картина «Рыбка» для средней группы:

  1. Дети разминают пластилин, чтобы он стал мягким.
  2. Выкладывают небольшие шарики на изображение рыбки и размазывают их, чтобы закрасить весь рисунок.
  3. Приклеивают глаз – черный шарик пластилина.
  4. Дополнительно стеком могут нарисовать жабры и выделить полосы на плавниках и хвосте.
  5. Можно приклеить на тело рыбки фасоль или половинки гороха – это будет чешуя.

Для детей в старшей группе можно приготовить только синий лист – аквариум. Все остальное они делают из пластилина сами (если это пластилиновая аппликация). Еще один вариант: нарисовать рыбку, намазать клеем все туловище и приклеить разные виды крупы, выделив все части.

Аппликация «Рыбки в аквариуме» (подготовительная группа может использовать разные приемы) выполняется следующими способами:

  • оригами (рыбок делают в технике оригами и приклеивают их к основе),
  • квиллинг (украшают нарисованных рыбок разными элементами из скрученных полос),
  • торцевание (салфетку режут на квадратики, натягивают их на конец кисточки и смазывают клеем и приклеивают на рисунок).

При проведении любого занятия следует помнить, что маленьким детям дают готовые шаблоны, ребятам постарше предлагают вырезать элементы из форм определенного размера, а старшие дошкольники почти всю работу выполняют самостоятельно.

Аппликация рыбки в аквариуме подготовительная, младшая, старшая группаАппликация рыбки в аквариуме подготовительная, младшая, старшая группа

Аппликацию рыбки в аквариуме можно сделать из гофрированного картона

Кроме этого, в младшей и средней группе обязательно нужно демонстрировать пример выполнения работы и готовый образец, в старших группах демонстрировать образец нужно только если у детей нет соответствующего опыта.

Картотека занятий по аппликации в ДОУ

Картотека – это уникальный способ хранения информации. В ней могут находиться различные сведения: конспекты занятий, вопросы и задания для детей по разным темам, стихотворения и загадки для вводной части занятия, различные игры.

Вся информация после переработки заносится на листы – карточки.

  • «Аппликация «Рыбки в аквариуме»: подготовительная группа» так можно озаглавить карточку с конспектом занятия.
  • «Аппликация из круп» на этом листке будут указаны виды аппликаций, которые сможет выполнить ребенок при изучении этой темы.

Можно выделить следующие достоинства картотеки:

  • концентрация необходимой информации в одном месте,
  • краткость материала, отсутствие лишних сведений,
  • возможность оперативно составить план работы группы на определенный период с учетом ее индивидуальных особенностей и возможностей воспитателя,
  • облегчение написания планов (в план вписывается только номер карточки).

Картотекой очень удобно пользоваться: внимательно ознакомившись с информацией на карточке, педагог сможет быстро подготовить конспект на одно занятие. При желании можно составить план образовательной работы группы на определенный период времени с постепенным усложнением задач.

Идеи детских аппликаций рыбок

В процессе овладения приемами аппликации ребенок учится владеть ножницами, руками. Все это происходит постепенно, не сразу. Поэтому нельзя давать слишком сложную работу малышам – они не справятся, и у них пропадет интерес к предмету. Все задания должны соответствовать возрасту детей.

Вот еще несколько вариантов аппликации для дошкольников.

Младшая группа:

  • Объемная аппликация «Золотая рыбка». На готовом шаблоне дети делают надрезы в области хвоста и плавников. Получается «пушистая» рыбка.
  • Рыбка из природного материала: из листьев, из половины скорлупы грецкого ореха с хвостом – листком.

Старшая группа:

  • Геометрическая аппликация «Рыбка». Туловище – круг, плавники, хвост и рот – полосы разной длины, сложенные пополам (место сгиба не проглаживают). В качестве чешую выступают мелкие квадратики, приклеенные в хаотичном порядке.

Аппликация рыбки в аквариуме подготовительная, младшая, старшая группа

  • Рыба из полосок цветной бумаги. На шаблоне канцелярским ножом сделать прорези на одинаковом расстоянии друг от друга. Детям нужно только вставить цветные полоски в шахматном порядке. Плавники можно сделать из гофрированной бумаги.

Аппликация рыбки в аквариуме подготовительная, младшая, старшая группа

  • Рыба из одноразовой тарелки. У тарелки отрезать треугольник и приклеить его на место хвоста.

Аппликация рыбки в аквариуме подготовительная, младшая, старшая группа

  • Рыба из кругов. Туловище – согнутый пополам круг. Хвост – такой же круг с загнутым углом.

Аппликация рыбки в аквариуме подготовительная, младшая, старшая группа

Подготовительная группа:

  • Симметричная рыбка. Лист бумаги сложить пополам и вырезать половину рыбки. Внутри вырезать косые линии, прямоугольники, другие фигуры, а потом развернуть. Получилась необычная симметричная рыбка.

Аппликация рыбки в аквариуме подготовительная, младшая, старшая группа

  • Аппликация «Рыбка». Вырезать туловище из цветного картона. Вырезать маленькие круги, сложить их пополам и приклеить в качестве чешуи. Для хвоста и плавников вырезать полосы, приклеить их, подкрутить концы. Вырезать из цветной бумаги и приклеить рот и глаз.

Аппликация рыбки в аквариуме подготовительная, младшая, старшая группа

Аппликация рыбки в аквариуме подготовительная, младшая, старшая группа

  • Рыбка в технике оригами.

Рекомендации психологов и педагогов

Важно помнить, что отношение к детскому творчеству всегда должно быть позитивным, ведь творчество – это постоянный спутник детского развития, как говорил В.В. Давыдов, известный педагог и психолог. Не нужно давить это желание на корню, ведь от развития ребенка зависит многое, что он сможет сделать в своей жизни.

Опыт, приобретаемый во время занятий аппликацией, может использоваться дошкольниками в других видах деятельности. Ведь в процессе творчества дети учатся планировать работу, а это важно не только в трудовой, но и в игровой и учебной деятельности.

Занятия аппликацией рекомендуют как средство для расширения возможностей детей, развития их самостоятельности. С этой целью рекомендуется оказывать помощь в работе только по просьбе дошкольника.

Если воспитанник младшей группы хочет вырезать детали сам (хотя программой это не предусмотрено), то нужно предоставить ему такую возможность. Даже если эти рыбки для аквариума подойдут для творчества воспитанников подготовительной группы.

Видео об аппликации

Мастер-класс по изготовлению аппликации Рыбки в аквариуме из ваты:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
obvizit.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: