Наверное, нет на свете людей, которые хоть раз в жизни не брали в руки кисти или карандаш.
Рисование — занятие увлекательное и интересное, но непростое. А изобразить на холсте человека — пожалуй, одна из самых сложных задач.
Виды портретов
Чтобы лучше понять, как нарисовать портрет, сначала следует разобраться с классификацией — какие же они бывают?
По жанру | По композиции | По формату |
---|---|---|
Исторический | Портрет-картина | Во весь рост |
Психологический | Портрет-прогулка | Поколенные |
Костюмированный | Парадный | По бёдра |
Мифологический | Полупарадный | По пояс |
Семейный | Групповой | По грудь |
Портрет мужчины, женщины, детей | Парный | По плечи |
Автопортрет | Индивидуальный | В четверть поворота |
Сословно-социальный | Камерный | Анфас |
Шарж, карикатура, миниатюрный | В профиль | |
По фотографии | Вполоборота | |
В три четверти |
Исторический — на картине изображена известная в истории личность. Нередко такие изображения делали по сохранившимся описаниям современников.
Костюмированный — человек предстаёт в каком-либо образе. Это может быть как наряд выдуманного персонажа — героя мифов, фильмов, комиксов, книг — так и образ реальной личности, как правило, известной. В прежние времена именно такие портреты знати и правителей делались парадными — т. е. в полный рост, на ярком фоне, при всей атрибутике.
Но костюм может быть и поскромнее, всего лишь отражать род занятий — это военный, сословно-социальный портрет — когда примеряется костюм крестьянина, купца и т. д. Этот вид обычно был полупарадным — т. е. с более скромным фоном и не в полный рост.
Мифологический — с живого человека пишут сказочное существо.
Костюмированный, психологический и исторический портреты часто имеют вид портрета-прогулки или портрета-картины, где герои представлены в определённых атмосфере и окружении.
Психологический главная цель художника — передать на холсте внутренний мир, переживания героя.
Групповой, парный — изображена группа лиц, каким-либо образом связанных друг с другом — например, семейный портрет.
Индивидуальный — вся композиция посвящена одному человеку.
Автопортрет — художник пишет своё лицо.
Шарж, карикатура, миниатюрный — несложные рисунки, выполненные, как правило, карандашом, тушью или акварелью. Такие эскизы напоминают наброски, поскольку рисовальщик выхватывает лишь основные черты лица без детальной прорисовки. Шарж и карикатура носят юмористический, сатирический характер с целью высмеять объект.
По фотографии портрет по фото довольно новое направление, поначалу не признанное.
Камерный — самый распространённый вид. Нейтральный фон, тщательная прорисовка деталей, фигура человека изображена по пояс, грудь или плечи.
Анфас
В профиль
В четверть оборота
Вполоборота
В три четверти
Что нужно для рисования?
Прежде чем начать уроки рисования, нужно обзавестись всем необходимым. Во-первых, это рабочая поверхность.
В идеале это должен быть мольберт, но на первое время может подойти и обычный стол.
Мольберты бывают металлические и деревянные.
Лучше выбрать с подставкой для принадлежностей.
Чтобы закрепить лист на мольберте, нужны канцелярские кнопки-гвоздики для деревянного и магнитики для металлических.
Теперь то, на чём будем рисовать — холст.
Первые наброски можно делать и в обычном альбоме, но для полноценного рисунка понадобятся листы формата А3.
Для красок желательно приобрести свой тип бумаги:
- ватман — акрил, гуашь, темпера, масло,
- плотная бумага для акварели,
- тонированная — для пастели, сангины, угля,
- бумага для черчения, ватман — для работы с карандашом.
Инструменты:
- Канцелярский нож или точилка. Профессиональные художники для заточки карандашей используют именно канцелярский нож — это делает кончик грифеля предельно острым и тонким, что позволяет проводить чёткие и ровные линии. Научиться точить ножом несложно — нужно проводить лезвием от деревянного основания до кончика грифеля со всех сторон, не сильно при этом нажимая на нож.
- Для смешивания красок нужна палитра. Лучше всего — пластмассовая, с неё легче всего смыть краску. Можно купить в магазине — но в качестве палитры сгодятся и пластмассовые крышечки от косметики и т. п.
- Кисти. Для акварели — белка или колонок. Для гуаши и темперы подойдут и синтетика, и щетина, и натуральный материал. Для акрила, масла — щетина и синтетика.
- Мастихин. Лопаточка для нанесения и соскабливания краски, прекрасный вариант для акрила и масла.
- Ведёрко для воды, тряпки для кистей и для рук.
Материалы:
- Карандаши. Понадобится набор художественных карандашей для рисования разной твердости.
- Краски. Самые основные — гуашь и акварель. Акрил и темпера отличаются яркостью и плотностью, их часто советуют для детей. Техника маслом — самая сложная.
- Мелки. Пастель — для цветных работ, сангина и уголь — для однотонного рисунка.
С чего начинать учиться?
Мамы могут сами своего ребёнка научить основам рисования — это не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Главное — уделять делу время каждый день, и результат не заставит себя ждать.
Этапы обучения:
- В первую очередь нужно попробовать поработать со всеми материалами. Каждый из них имеет свой состав, текстуру, особенности — мазок гуашью ложится плотно, акварельные разводы плавно растекаются, мягкий карандаш чертит толстую насыщенную линию и легко размазывается, твёрдый почти царапает лист. Возьмите альбом или блокнот и вволю испробуйте всё, что есть.
- Следующий шаг — учимся правильно держать кисть и карандаш. Есть всевозможные варианты на эту тему, но каждый держит так, как ему удобно. Одно общее правило: карандаш не нужно держать, как ручку при письме, чтоб кисть руки не загораживала рисунок. При этом инструмент должен «летать» в руке — и вверх и вниз, и во всех направлениях. Поэтому зажимаем не у основания, а чуть ниже, почти посередине, при этом указательный и большой палец свободно лежат на конусе.
- Теперь о том, как рисовать простым карандашом:
- Сначала просто чертим линии. Прямые, наискосок, волной, полукругом — постепенно линии будут выходить чёткими и уверенными. Здесь главное — тренировка.
- Штрих. Сперва чертим штришки в одном направлении, потом в разных, а дальше совмещаем, например, вертикальные и горизонтальные, но не накладывая одних на другие, а располагаем их перпендикулярно друг другу. Следующим шагом будет рисовка простых геометрических фигур.
- Перспектива. Понятие перспективы заключается в том, что предметы сужаются по мере удаления от определённой точки к горизонту. Умение рисовать в перспективе необходимо, когда нужно изобразить фигуру боком или поворот головы. Увидеть её в окружающей обстановке несложно: это может быть коридор, комната, улица. Если обратить внимание, то можно заметить, что все линии идут наискосок от смотрящего и соединяются в одной точке. Чтобы познакомиться с перспективным изображением на практике, начинаем с самого простого: дорога, коридор и т. п., а потом так же рисуем геометрические фигуры.
- Смешиваем на палитре разные краски для получения оттенков. Считается, что основных цвета всего три — красный, жёлтый, синий, а все остальные колеры — это оттенки, результат смешивания. При работе с красками, за исключением акварели, используем белила.
- Наконец, можно попробовать нарисовать лицо. Срисовываем с картинок — первое время с самых простых, мультяшных, постепенно переходя к более сложным.
Учимся рисовать портрет пошаговое руководство для начинающих
В этом уроке мы нарисуем женское лицо. Данная схема рисования универсальна, по ней можно сделать портрет и мальчика, и девочки.
Построение головы и общего контура:
- Отметим примерное расположение деталей лица девушки.
- Проведём прямую вертикальную линию по центру (нежирную, позже её сотрём) — это будет высота головы.
- Ширина. Она составляет 2/3 от высоты анфас и 7/8 в профиль.
- Лицо делим на 4 равные зоны: от верхней части головы до линии роста волос, от волос до глаз, от глаз до мочки уха, от кончика уха до подбородка.
- Проведём линию глаз. Глаза должны быть расположены по центру рисунка (можно чуть выше). Их траектория совпадает с верхней линией уха, по кончику.
- Анфас расстояние между глазами равно ширине глаза, и при любом ракурсе — ширине носа.
- От носолобной точки (межбровье) вниз проведём две полосы (обозначим их a и b) с наклоном 30°. Нижнюю четвертую зону разделим по горизонтали на две равных части (линия d). Где a и b пересекутся с d, образуя треугольник — там будет нижний контур рта.
- Очертим основные контуры — овал лица, волосы, шея, плечи.
- Набросаем важные детали: складки одежды, подчёркивающие плечи, пряди волос.
Работа с плоскостями
Теперь прорисуем плоскости в виде геометрических фигур. Начнём с носа — очерчиваем прямоугольником спинку и крылья носа. Затем выделяем плоскость скул в форме трапеции, кругом обозначаем глаза и губы.
Мы разбили будущий рисунок на основные части. Можно таким же образом прорисовать лоб, брови и подбородок.
Детализация лица — глаза, брови, нос, губы, уши
Глаза и брови:
- Прорисовываем контуры верхнего и нижнего века. Обратите внимание, что веки отличаются друг от друга, срисовывайте очень внимательно, чтоб не упустить ни одной детали.
- Рисуем радужку целиком — т. е. и ту часть, что скрыта верхним веком.
- Обозначаем зрачок и блик (отражённый свет).
- Переходим к штриховке зеркальной поверхности глаза. Блик оставляем незакрашенным. Радужка глаза темнее у внешнего края и по контуру — в центре и у зрачка она светлее.
- Прорабатываем веки и область вокруг глаза. Обозначаем тени — на складке верхнего века, нижнего, у переносицы. Ресничный край нижнего века остаётся светлым, а белок глаза темнее по контуру у края века. Тень от верхнего века отчасти падает и на глазное яблоко.
- Создаём объём с помощью штриха, закрашивая всю область — от бровей до нижнего века.
- Рисуем брови. Проводим основную линию и от неё начинаем прорисовывать мягким карандашом каждый волосок, все в одном направлении. Также рисуем и ресницы.
Нос:
- Наметьте основные части — спинку, крылья носа, ноздри. Детально прорисуйте внешний и внутренний край ноздрей.
- Обозначьте тени. Условно разделите все плоскости на три — тень, переход, светлая часть (её не штрихуем).
- Детальная штриховка.
Губы:
- Набросаем общий контур. В первую очередь проведём линию между губами. Для этого рисуем три круга — два внизу, вплотную друг к другу, на месте нижней губы, — и один вверху, посередине между нижними, чтобы круг попал в ямку промеж ними. Линия, где соединяются все три кружка, и будет линией между губами. Обводим контур губ по кругам, дорисовываем уголки, придаём верхней губе форму лука. Не забываем, что нижняя губа немного больше верхней.
- Затеняем. Верхняя губа всегда темнее. Обращаем внимание на боковые тени.
- Даём объём с помощью штриховки, детально прорабатывая уголки, боковые тени и линию между губами.
Ухо:
- Тщательно прорисовываем все части — завитки, слуховой проход, ямку, мочку.
- Наносим тень и делаем штриховку, особенно концентрируя внимание на мелких деталях, переходах от света к тени — ухо самое сложное в этом плане.
Штриховка и полутона
Как уже было сказано, от штриха зависит объём. Чтобы нарисовать красивую, выразительную картину — надо хорошо владеть техникой штриховки.
В идеале нужно иметь полный набор карандашей разной мягкости. Это важно не только для насыщенности и глубины оттенка (мягкие дают тёмный глубокий тон, твёрдые — лёгкие и светлые линии) — это важно и в техническом плане, и для передачи плотности, структуры предмета.
Твёрдым карандашом делается эскиз без штриховки, потому что он легко перекрывается и его не будет видно в окончательном варианте.
Мягкий карандаш и чертит мягко. Он идеален для тени, а также для визуальной передачи мягкости изображаемой натуры — им хорошо прорисовывать волосы и одежду.
Техника штриховки подразумевает комбинирование штрихов разной длины и направлений.
Все штришки накладываются ровно, аккуратно, один к другому, штрих не должен быть «мохнатым» и беспорядочным, не нужно накладывать чересчур много слоёв штриховки в одно место — иначе получится просто грязь.
Чтобы создать плавные переходы, например, обозначить складку — накладываем короткие штришки в месте перехода, в остальных местах используя более длинный штрих.
Когда нужно создать переход от тёмного к светлому, создать полутона — сначала штрихуем всю плоскость самым светлым тоном, а потом более мягким карандашом закрашиваем тень.
В определённых случаях можно слегка растушевать место перехода кончиком пальца — например, при прорисовке теней у переносицы.
Пример создания портрета пошагово на фото:
Высветление и затемнение
Затемнение не делается твёрдым карандашом. Чтобы штрих был не виден и чтобы переходы были плавными — штришки должны быть совсем маленькими.
В более тёмных местах углубляем тон насколько нужно, накладывая несколько слоёв штриховки. Светлые места или не штрихуем вовсе, или берём самый твёрдый.
Можно также для создания блика воспользоваться ластиком.
Видео-урок по рисованию портрета по фото:
Портреты для срисовки
Работа с натурой — это очень сложно. Перед этим желательно взять уже нарисованный портрет и повторить его на бумаге. Такая практика поможет набить руку и узнать техническую сторону работы, а также изучить приёмы, к которым прибегают художники.
Как научиться рисовать портреты красками?
Как рисовать карандашом, мы разобрали. Теперь речь пойдёт о рисовании красками. В этом видео будет рассказано о разных техниках, совершенно непохожих — и об акварельной живописи, и о работе с маслом. Каждый сможет выбрать то, что по душе.
Рисование акварелью. Видео-урок:
Рисование маслом, основы для новичка. Видео-урок:
В заключении статьи стоит отметить, что самым главным секретом успеха в рисовании является упорство и каждодневная тренировка. Не стоит опускать руки, если не получилось с первого раза. Пробуйте снова и нарисовать портрет обязательно получится.